От партнеров

Заказать работу

От партнёров


Счетчики
    Желаете получить информацию о том, где можно найти и СКАЧАТЬ не отходя от своего компьютера бесплатные журналы, обзоры, научные и аналитические статьи, статистические данные, книги, учебники, официальные документы государственных органов? Тогда воспользуйтесь нашим новым сервисом "Полезная ссылка"!

    Как это работает? Очень просто! Вы получаете полезную ссылку, нажав на которую, скачиваете документ с первоисточника в электронном виде.

Поиск рефератов на Linksdir.com.ua!
Раздел каталога

Научные статьи и авторефераты диссертаций по гуманитарным наукам

Название

Традиция и стереотип в церковном шитье [Электронный ресурс] / Ю.Г. Гриднева // Вісн. Харк. держ. акад. дизайну і мистец. — 2002. — N 6. — С. 209-213. — Библиогр.: 3 назв. — рус.

Коротко

Традиция и стереотип в церковном шитье

СсылкаСкачать в архиве
Добавлено2008-08-15 04:14:28
| 1 |

Гриднева Ю.Г.


ТРАДИЦИЯ И СТЕРЕОТИП В ЦЕРКОВНОМ ШИТЬЕ


Аннотация. Одна из задач искусствоведения состоит в том, чтобы в тщательном исследовании противопоставить
настоящую, глубокую, культурную, высокохудожественную традицию случайному стереотипу. На сегодняшний день это
один из залогов развития нашего искусства.

Ключевые слова: церковное шитье, традиции, стереотип.

Анотація. Гриднєва Ю.Г. Традиція та стереотип у церковному шитві. Одна із задач мистецтвознавства полягає в
тому, щоб у ретельному дослідженні протиставити дійсну, глибоку, культурну, високохудожню традицію випадковому
стереотипу. На сьогоднішній день це один із закладів розвитку нашого мистецтва.

Ключові слова: церковне шитво, традиції, стереотип.

Annotation. Gridneva U.G. Tradition and stereotype in church sewing. One of the tasks art is, that in careful
research should to oppose the present, deep, cultural, highly artistic tradition to a random stereotype. For
today it is one of pledges of development of our art.

Keywords: church sewing, traditions, stereotype.


В 1973 г. Маясова Н. А., создавая методику исследования памятников древнерусского шитья [1], разрешила,
наконец, многолетние споры о том, к какому же искусству относить древнерусское лицевое шитье: изобразительному
или декоративно-прикладному, и аргументировано доказала, что лицевое шитье является одним из видов
древнерусского изобразительного искусства.

Безусловно, создание произведений церковного шитья актуально и по сей день, но сегодня по сравнению с веком
рассвета этого вида искусства ему грозит полная потеря той самой изобразительности, за которую так справедливо
ратовала Маясова, и, если это случится, вряд ли наша культура станет богаче, утратив такое явление.

Сегодня вопрос изобразительности в шитье «решается» довольно просто: печатные изображения, в лучшем случае
обшитые какой-либо подходящей тесьмой.

Тем не менее, процессы замены лицевого шитья печатью и сокращение иконографии, начавшиеся в XVII веке, к XVIII
столетию становятся прочной тенденцией, а к XIX – естественным явлением. Сегодня же это воспринимается, как
некий эталон, плоды чего мы и пожинаем.

В связи с этим необходимо сказать, что такая приверженность к поздней упрощенной иконографии выказывает скорее
некое стереотипное представление о церковном шитье, нежели знание его традиций. Для большей наглядности
приводим иллюстративные примеры тех же самых иконографий, только в эпоху расцвета канонического церковного
искусства (рис. 4,5).

Если взглянуть на предложенные иллюстрации (рис.1,2,3), то нетрудно заметить, что бытующие сегодня в
церковном обиходе иконографические образцы не слишком многообразны, художественны; зачастую даже не слишком
каноничны.

Безусловно, что вся скудость сегодняшней иконографии, лишение ее изобразительности и почти полная замена ее
декоративными, орнаментальными мотивами — следствие не традиции, а стереотипного представления о церковном
шитье.

Да, в истории шитья действительно были моменты, когда орнаментальность и декоративность превалировали над
изобразительностью. Однако не только церковь, но и искусствоведы признают эти моменты, как светское влияние
[2, c,20], которое не столько выражало православное мировоззрение, сколько диссонировало с ним.

Так неужели же в сегодняшнем творчестве стоит довольствоваться только этим? Пожалуй, это будет довольно
странно и даже опрометчиво, тем более при наличии таких богатых традиций.

Традицию всегда можно отличить от стереотипа: традицию можно исследовать, она исторична. Стереотип же
возникает от незнания традиции, психологической закрепощенности на каком-то отрезке истории.

Так, например, сегодня, очевидно, как дань XIX веку, на воздухах совершенно исчезла вообще какая-либо
иконография, остались только кресты [3]. В лучшем случае, по углам будут изображены херувимы, зато в плане
орнаментации – полная свобода. (Для примера взяты иллюстрации из «Каталога пошивочной продукции», выпускаемой
Художественно-производственным предприятием Русской Православной Церкви «Софрино»).

Плащаницы в своей центральной иконографии оставляют только Христа, всего остального они решительно лишаются.

Сегодня, к сожалению, видимо не используется ни одна из множества имеющихся древних иконографий. Почему?
Если просто по бедности, это преодолимо, а если здесь в отношении иконографии работает стереотип, то наше
искусство запечатывает свое развитие, ориентируясь далеко не на самый лучший отрезок своей истории.

Некоторые стереотипы относительно иконографии «Положение во гроб» в литургийном шитье могут быть преодолены с
помощью материала, собранного в нашей работе «Особенности иконографии «Положение во гроб» в литургийном шитье»
и в первую очередь приведенной там классификации видов данной иконографии.

В остальном же одна из задач искусствоведения и состоит в том, чтобы в тщательном исследовании
противопоставить настоящую, глубокую, культурную, высокохудожественную традицию случайному стереотипу. На
сегодняшний день это один из залогов развития нашего искусства.

Литература:

1.Маясова Н. А. Методика исследования памятников древнерусского шитья. //В кн.: Государственные музеи
Московского Кремля: Материалы и исследования. - М., 1973г. - Т.1.

2.Манушина А. Н Художественное шитье Древней Руси в собрании Загорского музея. - М. 1983г.

3.Пошивочная продукция. Каталог изделий художественно-производственного предприятия Русской Православной
Церкви «Софрино».

Рис. 1. Плащаница. Бархат, живопись, машинная вышивка.

Рис. 2. Плащаница.Драп.

Рис. 3. Воздух. Машинная вышивка шелком.

Рис. 4 Плащаница вклад князей Старицких в Троице-Сергиевой лавре, 1561г.

Рис. 5. Успение Богоматери уз Успенского собора г. Рязани, начало XVI в.


| 1 |
См. также:
© 2007-2018 vbs.com.ua