От партнеров

Заказать работу

От партнёров


Счетчики
    Желаете получить информацию о том, где можно найти и СКАЧАТЬ не отходя от своего компьютера бесплатные журналы, обзоры, научные и аналитические статьи, статистические данные, книги, учебники, официальные документы государственных органов? Тогда воспользуйтесь нашим новым сервисом "Полезная ссылка"!

    Как это работает? Очень просто! Вы получаете полезную ссылку, нажав на которую, скачиваете документ с первоисточника в электронном виде.

Поиск рефератов на Linksdir.com.ua!
Раздел каталога

Научные статьи и авторефераты диссертаций по гуманитарным наукам

Название

Примитив из Шибириновки [Электронный ресурс] / С.В. Евтушенко // Вісн. Харк. держ. акад. дизайну і мистец. — 2002. — N 4. — С. 77-84. — Библиогр.: 8 назв. — рус.

Коротко

Примитив из Шибириновки

СсылкаСкачать в архиве
Добавлено2008-08-15 04:26:23

ПРИМИТИВ ИЗ ШИБИРИНОВКИ

Евтушенко С.В.

Харьковский национальный университет им. В.Н.Каразина


Аннотация. В статье представлена атрибуционная интерпретация староукраинского живописного «Покрова»,
излагается принципиальная аргументация по проблеме взаимоотношений иконографии, символики, контекстуальности
староукраинских «Покровов» и традиции художественного примитива.

Ключевые слова: «Покров», примитив, атрибуция.

Анотація. Євтушенко С.В. Примітив з Шибирінівки. У статті представлена атрибуційна інтерпретація
давньоукраїнського живописного «Покрову», викладається принципова аргументація щодо проблеми взаємин
іконографії, символіки, контекстуальності давньоукраїнських «Покровів» і традиції художнього примітива.

Ключові слова: «Покров», примітив, атрибуція.

Annotation. Yevtushenko S.V. Primitive from Shybirinovka. In article the interpretation, meant by attribution,
of old Ukrainian painted “Intercession” is submitted, the basic argument connected with a problem of mutual
relations of old Ukrainian “Intercession's” iconography, symbolics, of old Ukrainian “Intercession's”
context's aspects with primitive art's tradition, is stated.

Keywords: “Intercession”, primitive, attribution.


Согласно опубликованному в 1905 году «Описанию Исторического Музея Черниговской губернской ученой архивной
комиссии», означенное собрание располагало чрезвычайно примечательным экспонатом, о котором в упомянутом
издании сказано: «Покров Пресвятыя Богородицы; икона на дске


Здесь и далее при цитировании преимущественно сохраняется орфография оригинала. – С.Е. , 49х45 снтм.

Сантиметров. – С.Е. В ином источнике – «Каталоге выставки XIV Археологического съезда в г. Чернигове»
(Чернигов, 1908) – указано, что икона писана маслом [6 (отд. 2), с. 12, № 60]., обитой рамкой; Богоматерь
изображена во весь рост, распростертыми руками раскрывшая воскрылия ризы своей, окаймленной омофором; под
ризой слева царь с царицей и иноки, справа архидиакон с хартией, на коей надпись: „ДЂва днесь престоитъ въ
церкви…“; за архидиаконом народ. Икона получена от священника с[ела] Шибириновки, Черниговского уезда, о[тца]
Василия Пиневича, в январе 1904 г.» [4, с. 39]. Очевидно, что шибириновский «Покров» принадлежал к тому типу
композиций крайне популярного в украинском искусстве сюжета, которые выстраивали действие в одном общем
регистре и тяготели к единому центру, иными словами, не следовали событийной дифференциации по принципу
несовместимости «мира дольнего» и «мира горнего»: не имели двух композиционных уровней («небесного» – с
Пречистой Девой, святыми и «земного» – с людьми мирскими) и двух композиционных центров, в иных «Покровах»
обыденно знаменуемых фигурой Романа Сладкопевца – в нижнем/«земном» регистре (со свитком-«хартией» на амвоне),
а в верхнем/«небесном» – образом Богоматери. Классикой «моноцентрических» и «монорегистровых» «Покровов»
(близких «шибириновскому») выступает относимый к концу XVII в. широко известный «Покров с портретом Богдана
Хмельницкого» (здесь же находим и Лазаря Барановича), образчиком «двухуровневых» и «бицентрических» – едва ли
не еще более знаменитый так называемый «Покров» из Переяслава [ил.: 3, с. 67 и 91].

В цитированном описании шибириновской иконы обращает на себя внимание не только отчетливая акцентуация образа
архидиакона в правой части композиции, но и как бы «противопоставление» сего персонажа «царю с царицей и
инокам», размещающимся слева (шибириновский раритет обходится без Романа Сладкопевца постольку, поскольку
обыденно занимаемая им в «двухрегистровых» «Покровах» центрирующая позиция в иконе из Шибириновки отдана
безоговорочно господствующей фигуре Богоматери).

Ничто не препятствует допустить, что архидиакон шибириновской иконы выступил в ипостаси святого патрона
некоего реального исторического лица, которым и могло быть инициировано создание оригинального раритета. Это,
естественно, стимулирует интерес к Шибириновке и возможным заказчикам уникума. Источник 1874 года
(«Историко-статистическое описание Черниговской епархии») не сообщает о «нашем» селе ровным счетом ничего,
ссылка на него встречается здесь лишь «под занавес» раздела, посвященного Черниговскому уезду, в таблице,
озаглавленной «Число прихожан других сел…» [5. – Кн. 5, с. 179]. Поскольку нам априори представлялось
маловероятным, чтобы в Шибириновке имелось сразу несколько церквей, встретив в «Каталоге выставки XIV
Археологического съезда в г. Чернигове» (состоялась в 1908-м) упоминание о «Троицкой церкви с[ела]
Шибириновки, Черниговского уезда» [6 (Отд. 2), с. 62], мы, разумеется, предположили, что речь идет именно о
храме, к коему был причастен и шибириновский «Покров». Однако, хотя из «Алфавитного списка церквей
Черниговской епархии», опубликованного в начале 1910-х, действительно, следует, что в Шибириновке на первое
десятилетие XX столетия функционировала только одна церковь – Троицкая, храм сей, как здесь же указано, был
построен всего лишь в 1892-м; правда, при нем же сберегались старинные церковные документы («метрические или
исповедные книги»), датированные, в том числе, и 1780 годом. Иными словами, возведенный в начале 1890-х он,
несомненно, принадлежал к «тем приходским церквям [Черниговщины], которые [были] построены в XIX в. на место
существовавших прежде (выделено нами. – С.Е.)»… [8 (Приложения), с. 50, 1] И, в самом деле, позднее мы
обнаружили ссылку на то, что некий Симеон Молявка священничествовал в селе Шибириновке еще в 1711-м; а
шибириновский храм, пресвитером которого он состоял, посвящен был не Троице, но Сошествию св. Духа [5. – Кн.
3, с. 96]. Не менее любопытно, что именно в упомянутую шибириновскую церковь, священником которой значился
Симеон, в 1711 г. Антоний Стаховский, архимандрит на ту пору новгород-северского Спасо-Преображенского
монастыря, передал евангелие, принадлежавшее его предшественнику-настоятелю Спасской обители Никону, умершему
1 февраля 1710 года, – передал «за отпущение [Никоновых] грехов» [5. – Кн. 3, с. 96]. А это могло бы
свидетельствовать, что в прошлом Шибириновка находилась под особым «покровительством» (владельческим
управлением?!) Спасо-Преображенского монастыря; впрочем, можно удовлетвориться и не столь притязательным
допущением, что с нею персонально был связан покойный настоятель (наиболее вероятно, происхождением)…

Из датированной 2 февраля 1670 года «Грамоты Лазаря Барановича архиепископа черниговскаго, об избрании Михаила
Лежайскаго архимандритом Спасскаго монастыря» [5. – Кн. 3, с. 132] узнаем, что преосвященный Лазарь крайне
высоко ценил новоизбранного архимандрита, – своего непосредственного ставленника, – пристрастно аттестуя его
как «благочестиваго мужа житию иноческу и божественных писмен испытанию [искусного]… колико на десять лет
архидиаконствовавша, многия труды и попечения, о благочинном духовных всяческих вещех действии, и …всяком
благолепии и назидании известно подъемшаго, и в правду достойнаго… в Духу Святом возлюбленнаго и послушнаго
сына и брата» [5. – Кн. 3, с. 133–134]. В другом «рескрипте» преосвященный называет Лежайского «высоце в Богу
превелебным господином» [5. – Кн. 3, с. 137]. Иначе говоря, трудно усомниться в его особом отношении к
Лежайскому. В каком роде особом, – поясняют, в частности, ремарки из послания гетмана Мазепы к составителю
знаменитых «Четьих Миней» Димитрию Ростовскому (преемнику Лежайского на новгород-северской архимандрии): у
Мазепы «небожчик отец Лежайский», начинавший «для своих заслуг… от архидиаконскаго чину», прямо именован
«нареченным… сыном небожчику, преосвященному Лазарю Барановичу» [5. – Кн. 3, с. 69].

Итак, твердо известно о Михаиле Лежайском, что был он «сначала архидиаконом при архиепископе Лазаре
Барановиче, во время пребывания сего святителя в Спасском монастыре, а при переселении его [Барановича] в
Чернигов… [произведен] им же [Барановичем] в 1670 г., в архимандрита сего монастыря. Сему архимандриту
[Михаилу Лежайскому] монастырь обязан постройкою каменных зданий… как то: колокольни, настоятельскаго
двухэтажного теплаго корпуса, братских келий, в северной стороне монастыря стоящих, и каменной вокруг всего
монастыря ограды. Кроме сего, он был в 1678 г. на черниговском соборе, собранном по случаю нашествия Крымских
татар на Чернигов. Из соборной записки вольнаго избрания архимандрита киево-печерскаго Варлаама Ясинскаго в
митрополита киевскаго, видно, что архимандрит Михаил Лежайский в 1690 г. был [ко всему] одним из четырех
кандидатов на киевскую митрополию. После 30-летняго управления спасским монастырем, скончался 1699 года, в
глубокой старости, как видно по портрету его, сохранившемуся в монастыре» [5. – Кн. 3, с. 94–95]. К сожалению,
иной биографической информацией о Михаиле Лежайском не располагаем. Можем, впрочем, добавить, что был он,
почти несомненно, уроженцем Чернигово-Новгородсеверщины, ибо позднее здесь же начинал свою карьеру другой
клирик Лежайский – Илларион, отбывший в 1711-м из Чернигова в Тобольск вместе с возведенным в сан митрополита
Тобольского Иоанном Максимовичем (прежде архиепископом Черниговским) и числившийся впоследствии «Тобольского
архиерейского дома экономом», а 20 апреля 1720 года находившийся уже в Пекине в качестве главы особой
российской духовной миссии [1, с. 79, 75].

Принимая во внимание характерно обоюдную для «Покрова с портретом Богдана Хмельницкого», с одной стороны, и
типологически близкого ему шибириновского раритета, с другой, связь, во-первых, с Черниговской архиепископией,

См. также:
    © 2007-2018 vbs.com.ua