От партнеров

Заказать работу

От партнёров


Счетчики
    Желаете получить информацию о том, где можно найти и СКАЧАТЬ не отходя от своего компьютера бесплатные журналы, обзоры, научные и аналитические статьи, статистические данные, книги, учебники, официальные документы государственных органов? Тогда воспользуйтесь нашим новым сервисом "Полезная ссылка"!

    Как это работает? Очень просто! Вы получаете полезную ссылку, нажав на которую, скачиваете документ с первоисточника в электронном виде.

Поиск рефератов на Linksdir.com.ua!
Раздел каталога

Научные статьи и авторефераты диссертаций по гуманитарным наукам

Название

Внутреннее убранство храма "Усекновения головы Иоанна Предтечи" [Электронный ресурс] / В.Д. Белогуб, А.Ю. Деревянко // Вісн. Харк. держ. акад. дизайну і мистец. — 2002. — N 6. — С. 99-101. — рус.

Коротко

Внутреннее убранство храма "Усекновения головы Иоанна Предтечи"

СсылкаСкачать в архиве
Добавлено2008-08-15 04:53:20
| 1 |

Белогуб В.Д., канд.арх., профессор

Деревянко А.Ю., студент


ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО ХРАМА «УСЕКНОВЕНИЯ ГОЛОВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ»


Аннотация. Процесс восстановления и нового строительства храмовой архитектуры. Церковь «Усекновения главы
Иоанна Предтечи».

Ключевые слова. Церковь «Усекновения главы Иоанна Предтечи».

Анотація. Бєлогуб В.Д., Дерев’янко А.Ю. Внутрішнє оздоблення храму “Усічення голови Іоанна Предтечі”. Процес
відновлення і нового будівництва храмової архітектури. Церква “Усічення голови Іоанна Предтечі”.

Ключові слова. Церква “Усічення голови Іоанна Предтечі”.

Annotation. Belogub V.D., Derevanko A.U. Interior furniture of a temple " Truncation of a head John the
Forerunner ". The process of restoring and new construction of the temple architecture. Church " Beheadings
John the Forerunner ".

Keywords. Church " Beheadings John the Forerunner ".


К началу XIX век в Харькове было девять церквей: Успенская, Николаевская, Благовещенская, Дмитриевская,
Рождественская, Михайловская, Мироносицкая и Вознесенская.

Они не имели возможности удовлетворить потребности растущего населения города. Количество церквей
увеличивалось пропорционально увеличению населения. Уже в середине XIX в. появились церкви: Каплуновская
(І8ІО) и Свято-Духовская (І846), освященная в 1854. В 1868 году на Москалевке построена Преображенская
Церковь, в 1875 на Журавлевке построенна церковь Александра Невского (освященная в І88І) , открыта
Петропавловская церковь и в 1885 построена Пантелеймоновская на песках. К этому ряда церквей принадлежит и
церковь Усекновения головы Иоанна Крестителя, построенная в 1845 как кладбищенская. В 1857 ей присвоен статус
приходской. Авторами проекта были 0. Тон и 0. Подъяков. Руководил строительством 0. Малиновский. Церковь
построена в традициях старинной русской архитектуры. Это крестово-купольное храм, четырехстолпный, с пятью
куполами. Во время своего существования он много раз перестраивался и ремонтировался, это было обусловлено как
естественным старением здания, так и частичными разрушениями, так в 1850 завалился главный купол и храм, при
реставрационно – строительных работах он был перестроен.

Иконостас, смонтированный в наше время, не является ровесником храма и раньше ему никогда не принадлежал.
Первоначально он был создан для домовой церкви издательства Харьковской газеты "Южный возле", на средства ее
редактора Ёзефовича, которая располагалась в дом №13 по улице Сумской.

Этот иконостас особый. Он состоит из витражных композиций, которые воспринимаются на просвет. Это приводит к
одинаковому восприятию витража как со стороны алтарной части, так и со стороны общих помещений. Определить
авторов витража стало возможно по сохранившемуся клейму, где указано, что это произведение Мюнхенских мастеров
мастерской Ф. Зеттлера, датированное 1905 годом. Во время революции домовая церковь была ограблена, и
иконостас стал экспонатом музея атеизма. И только во время Второй Мировой войны, когда для поддержания
эмоционального духа советских людей был снят запрет на религию, и началось движение по восстановлению церквей,
этот иконостас был передан из музея в Действующую в то время церковь «Усекновения головы Иоанна Крестителя».
Большие размеры интерьеров церкви и сравнительно небольшой иконостас воспринимаются достаточно
непропорционально, и он не дал возможности оградить всю алтарную часть. Уже в наше время в 70 – х. годах к
нему были достроены два предела посвященные «Апостолу и евангелисту Иоанну Богослову» (левый) и «Женам
мироносицам» (правый). Центральная часть иконостаса представляет собой металлическую конструкций длиной 500 см
и высотой 320 см, в которую вмонтированы витражные композиции. По своей структуре данный иконостас
одноярусный, и в этом он значительно отличается от классического. Единственный ряд сюжетов можно определить,
как местный ряд, он состоит из семи вертикальных фрагментов. Центральная часть - двустворчатые царские врата с
изображением четырех Евангелистов - Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Изображение Евангелистов реалистические, что
не является характерным для высокого православного искусства. Каждый евангелист имеет индивидуальные
портретные черты и психологическое напряжение образа. Это подчеркнуто оригинальностью ракурсов и движений
голов на портретах. В нижней части царских врат размещенные традиционный сюжет Благовещение. Над царскими
вратами помещен сюжет, характерный для "Праздничного ряда" - Тайная вечеря. Эта витражная композиция была
утрачена и сейчас заменена на масляную живопись на стекле.

Справа от царских врат находится изображение Благословляющего Христа с открытой книгой в левой руке. Слева -
Богоматерь с младенцем.

За ними расположенные дьяконские врата с изображениями архангелов Михаила и Гавриила. На боковых частях
алтаря - изображение основателей церкви: святого чудотворца Николая Мирликийского и Иоанна Предтечи "Ангела
пустыни". Вокруг основных частей иконостаса расположен объединяющий их декоративный орнамент.

В иконостасе соседствуют разновременные реставрационные вставки, выполненные как с использованием техники
витража, так и имитирующая его масляная живопись на стекле и других материалах.

Крайними в иконостасе расположены два фрагмента, не являющиеся родными всему иконостасу, а выполненные
предположительно после Второй Мировой войны; на них изображены святые отцы Афанасий, Мелетий и Наум,
Александр. Также размер иконостаса был увеличен, и в высоту эти нововведения выполнены в технике витража с
использованием цветного рельефного стекла.

Металлический каркас украшен золоченными накладками. Сверху иконостас украшен декоративными маковками,
напоминающими очертания нефов.

Витражный иконостас - это достаточно необычное для православной церкви явление. В нем чувствуется большое
влияние западной религиозной культуры.

Стенные росписи, украшающие стены храма выполнены в 70-х годах ХХ-го века. Это масляная живопись по
штукатурке. На них представлены четыре основных композиции – это «Коронация Богородицы» на восточной стене,
«Страшный суд» – на западной, «и свободные копии с картин Васнецова «Крещение Руси» - северная стена, и
Иванова «Явление Христа народу» - южная стена. В куполе храма помещена «Новозаветная троица» на парусах –
четыре евангелиста. На колонах изображены святые православной церкви: Апостолы Петр и Павел, Иоанн Предтеча,
Феодосий Печерский, Святая мученица Евдокия и Варвара, Афанасий Цареградский, Святой Феодосий Углицкий
чудотворец Черниговский, Митрофан Воронежский и многие другие. От плоскости стены росписи отделяются
растительным орнаментом стилизованным в древнерусском стиле.

Многие харьковские храмы были разорены или даже разрушены. Сейчас во время возвращения к духовной культуре
наших предков идет процесс восстановления и нового строительства храмовой архитектуры. Церковь «Усекновения
главы Иоанна Предтечи» восстанавливалась уже, начиная с середины ХХ-го века. И сейчас постоянно ведутся работы
по восстановлению храма, его внешнего и внутреннего убранства, представленных в храме икон, стенных росписей и
предметов культа.



| 1 |
См. также:
© 2007-2017 vbs.com.ua